Методические рекомендации выявления поддержки и развития одаренных детей

22.02.2019

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в рамках реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов

Методические рекомендации

img_218Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи специалистам, обеспечивающим работу по выявлению и развитию молодых талантов  в общеобразовательных учреждениях городского округа Судак.

На основании Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 ноября 2015 г. № 1106-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы».

  1. Общие положения

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями развития, которые проявляются в более высоком  уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Создание условий для работы с одарёнными детьми, проживающими и обучающимися в муниципальных районах, в настоящий момент является важной задачей региональной образовательной политики.

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и поддержки молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовой возможности семьи.

Основное внимание должно уделяться профессиональному мастерству учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. Для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов.

  1. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов

Общенациональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодёжи в целях достижения ими выдающихся результатов  в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.

3.Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:

– приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;

–  доступность и открытость;

– опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;

– индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;

– межведомственное и сетевое взаимодействие;

– общественный и профессиональный контроль;

–  сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.

  1. Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

4.1. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:

– учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы “социальных лифтов”;

– повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одаренных детей и молодежи;

– оптимизацию форм отчетности и порядка регламентации педагогической работы;

– создание и функционирование национального координационного совета по поддержке молодых талантов России;

4.2.Развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений, включая:

– развитие отечественных научных школ;

– внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодежи в образовательных учреждениях;

– разработку разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий;

4.3. Развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров, включая:Хочу такой сайт

– формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;

– стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

– обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

– создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений;

4.4. Реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на федеральном, региональном и местном уровнях, включая:

– разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

– развитие сети образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ;

– организацию научных и творческих мероприятий для детей и молодежи;

– создание и обеспечение функционирования национального информационно-образовательного интернет-портала;

– поддержку специализированных журналов, теле- и радиопрограмм для детей и молодежи по различным отраслям знаний в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

– поддержку сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

– развитие системы дополнительного образования детей и молодежи;

4.5. Развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, включая:

– повышение качества, методического и организационного обеспечения, доступности и прозрачности таких состязаний;

– формирование реестра межрегиональных, всероссийских, международных состязаний среди детей и молодежи;

– формирование национального реестра именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи;

– создание системы интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с участием научных организаций и бизнес-сообщества;

– участие в международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

4.6. Формирование условий для профессиональной самореализации молодежи, включая:

– стимулирование проектной и научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе в рамках отраслевых проектов и программ;

– поддержку конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства;

– развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

– формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта;

– привлечение перспективных молодых специалистов к работе в ведущих отечественных компаниях и на предприятиях, в учреждениях культуры и спорта (предоставление социального пакета, жилья и т.д.).

 Список используемых источников:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70089372/#ixzz490hLzMLG

Сайт «Федеральная целевая программа «Дети России»: подпрограмма «Одаренные дети»http://www.odardeti.ru/

Ведущий специалист сектора по организационно-методической работеМКУ «Центр по обеспечению деятельности бюджетных учреждений городского округа Судак» – Дерусова Т.А.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (240) 4-10-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».