25.01.2019
Организация системы методического сопровождения образовательного процесса
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение педагогического мастерства, на обобщение и развитие творческого потенциала участников образовательного процесса, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития обучающихся.
Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт. В этих условиях существенно возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса.
Одна из основных задач методической деятельности – это методическое сопровождение функционирования и развития системы образования.
С этой целью в образовательной организации (далее – ОО) создаётся коллективный общественный профессиональный орган – методический совет (в дальнейшем – МС), который координирует деятельность всех структурных подразделений методической службы ОО.
Методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы ОО, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и росту профессионального мастерства педагогов.
Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:
− обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания обучающихся;
− постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
− проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
− выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
− создавать условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работой коллектива.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой деятельности педагога, ее социальной ролью. С другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если педагог обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план работы над ней.
Выбор темы по самообразованию определяется исходя из: 1) единой методической темы школы; 2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов; 3) педагогического стажа; 4) уровня профессиональной компетентности педагога.
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов ‒ это самообразование.